ТЕРМИНОЛОГИЯ СЛАВЯНО-ГОРИЦКОЙ БОРЬБЫ И КОРПУСА ВАРВАРОВ.


 назад в СГБ назад в Горицкий свод

Авант — от франц. avant — «перед». В традиционном фехтовании — выпад для нанесения укола противнику.

Акцентированный удар — общеупотребимое, происходит из бокса. Специально поставленный удар, задействующий сложную схему мышечных сокращений с целью вызвать наибольший поражающий эффект. Как правило, сфокусирован по внутренним органам. То же, что и концентрированный удар.

Аллонж — от франц. allonge «надставлять». В фехтовании — самая дальняя дистанция боя, на которой боец с помощью выпада может достать противника.

Аридан — от санскритск. «aridan» дословно «благой поток». Система управления внеплановыми явлениями человеческого бытия, боевой практикум теории Первичного пространства.

Ариец — от вед. санскритск. в значении «благородный». Европеоидный расовый тип. Символизирует европейский, «белый» тип цивилизации, путем которого пошла мировая история. Им освоен огонь (общественно-религиозный культ Агни), приручена лошадь как движущая сила племенных миграций. С этой же целью разработано колесо и повозка (колесо — наиболее архаичный символ арийского Индры). Колесо (коло) опосредовало мировоззренческую систему управления бесконечности (мегалитические святилища, солнечные часы и др.). Археология и палеоэтнография указывают на северное, европейское происхождение арийцев. В частности, об этом говорит арийская стоянка «Сунгирь» в 200 км от Москвы (32 тыс. лет до н.э.). Любая другая локализация прародины арийцев, например, район озера Балхаш и Семиречье, несостоятельна, ибо появление там кочующих арийских племен относится к значительно более позднему периоду. Благодаря миграциям арийцев практика их познания, выраженная в своде изустных знаний — Ригведе (дословно — «знание речи»), в III тысячелетии до н.э. попадает в Древний Шумер и позже отражается в искаженном и этнотипизированном виде в религиозных источниках Ближнего Востока. Славяно-горицкая борьба активно использует мировоззренческие обычаи арийцев. Пятый вид славяно- горицкой борьбы называется Аридан — дословно «река арийцев».

Ассо — от франц. assaut. В традиционном фехтовании — вольный бой.

Бои открытого вызова — вид соревнований в славяно-горицкой борьбе, когда списки участников не составляются заранее, а каждый боец, имеющий технический и медицинский допуск, может выйти на площадку, и открыто вызвать любого Желающего на определяемый вызывающим вид или стиль боя. В случае повторного отсутствия желающих сражаться в данном виде или стиле славяно-горицкой борьбы, все последующие предложения вызывающих на них снимаются судьями. Это делается с тем, чтобы боец не мог легко заработать самую почетную категорию победы просто в виду отсутствия в зрительном зале, например, штурмового бойца, которого можно выкликать до бесконечности. Впервые практика проведения Боев открытого вызова была опробована на летних «Играх варваров — 2000».

Бросок — общеборц. термин. Высокий переворот противника на спину или на грудь, с предварительным подниманием противника над землей (отрывом ног от земли).

Брык — реконструкция исторической, формы удара ногой (Ростов Великий).

Буздыган — от старин, «буздануть» — «ударить с силой», вероятно, происходит от «буздиган» — палица, дубина. Реконструированная форма верхнего прямого удара рукой (общерусск.).

Варвар — общеупотребительное от греч. «barbaros» в значении «чужеземец». Символ «Северного пути» арийской цивилизации.

Вид боя — форма поединка. Наиболее крупное обобщение приемов и способов ведения боя, использующее различные стили и методы борьбы. В славяно-горицкой борьбе 4 собственных вида боя.

Воин

  1. —социальная категория. Основной социальный проводник славяно-горицкой борьбы;
  2. — категория подготовки бойца в славяно-горицкой борьбе, предусматривающая абсолютное владение одним из ее видов.

Вольник. Бой на волю — поединок с предварительным условием. Поединок, проходящий не в рамках установленных видов или стилей славяно-горицкой борьбы, а по свободной формуле, использующей договоренность сторон. Например, Радогора и Уклад, но без Коромысла, Подола и Позема (т. е. без применения ударов ногами и без боя на земле). Такой формулы нет ни в одном из видов славяно-горицкой борьбы, но данные условия ей не противоречат. С 2000 г. практикуется наряду со сложившимися видами боя на соревнованиях всероссийского уровня.

Волчий шаг — спец. термин. Прыжковый шаг с погашением линейной инерции способом приседания (припружинивания), целью которого является избежать скольжения ноги с поставленным на нее весом тела по поверхности грунта или покрытия, в условиях неровностей (ям, корней), или на лестнице, с целью избежать за- цепления, спотыкания, подворачивания голеностопа. Применяется в стилях Пята, «С-42» или в качестве индивидуальной стилистики движения.

Вонми! — от старослав. «внимай» — слушай. Команда, предписывающая бойцам отказ от любого действия и обращение внимания к тренеру (во время поединков — к судье). В поединках аналогична команде «Стоп!»

Восьмерка — спец. термин:

Вскидывание — спец. термин. В Пистолетном бое славяно-горицкой борьбы обозначение такого способа ведения огня, при котором предварительное выцеливание мишени невозможно. Осуществляется способом слияния визуально наблюдаемой осевой линии с движущимся в направлении цели пистолетом. Выстрел осуществляется на перехвате точки пересечения осевой линии и траектории движения оружия. Форма оперативной стрельбы.

Встречная атака — тактический прием, на котором построен Штурмовой и Военно-прикладной бой в разряде «Пистолет — встречный бой». Используется в Классическом и Тотальном бое. Заключен в противодействии равно пропорциональной и аналогичной по базе атаке противника.

Вымпел

  1. — знак—символ небольшого подразделения русской дружины. Использовался для дистанционного различия подразделений. Основной инструмент управления подразделениями в бою. Поднятый воеводой вымпел означал для данного подразделения команду «в бой!», опущенный — команду «к отходу!»;
  2. — в Корпусе варваров — символ местной организации Русского воинского сословия, не превышающей 50 человек;
  3. — в славяно-горицкой борьбе — символ зарегистрированного местного клуба, не превышающего 50 человек. Присваивается Национальным клубом.

Выравнивание — спец. термин. В Огневом бое славяно-горицкой борьбы — корректирование огня, повторный выстрел и последующие выстрелы, с учетом проводимых поправок.

Глезня — реконструкция исторической формы удара ногой «оплет» (Великий Новгород).

Горицкий свод - перечень канонических понятий, составляющий техническую и организационную основу славяно-горицкой борьбы.

Горицфайтинг — международное название славяно-горицкой борьбы. Стилистика этого названия выверялась англичанами-журналистами, посещавшими в Москве тренировки по славяно-горицкой борьбе. Они отвергли первичный вариант Горфайтинг, как неблагозвучный с точки зрения английского языка.

Горка — прием перенесения инерции удара в последующий удар в технике боя ногами способом энергичного поднятия колена.

Грудок - от общеслав. «груда», древн. исланд. grauter, древн.верх-немецк. gruzzi, из grudm — «глыба». В славяно-горицкой борьбе — стиль боя против рослого и тяжеловесного противника (стили применения), а также определение самого этого противника.

Дарвер — авторск. неологизм. Воический крест. Символ воина в Русском воинском сословии и Корпусе варваров.

Два — два (старослав.), счет.

Двойка — спец. термин:

  1. — в цифровой организации Куделей — область удара, соответствующая лицу;
  2. — в Солнышке — фронтальный сектор.

Девиз — «Один со всеми, один за всех, один против всех!» — девиз Корпуса варваров и славяно-горицкой борьбы. Произносится на построении группы в начале и в конце тренировки (соревнований). В ответ на произнесенный руководителем группы (соревнований, команды, школы) девиз, строй выполняет боевое приветствие «Ра!»

Девятка — спец. термин:

  1. — в цифровой организации Куделей — область, соответствующая левому бедру;
  2. — в Солнышке — левый тыльно-боковой сектор.

Дегаже — от франц. degager — «отделять». В традиционном фехтовании — вид атаки — «Перевод».

Демарше — от франц. demarche — «выступать». В традиционном фехтовании — шаг на сближение с противником в боевой стойке.

ДИН — динамический информационный носитель — то же, что и дух. В Теории Первичного пространства — совокупный информационный элемент клеточной деятельности живого организма. «Считывает» особенности поведения живого организма в момент действия той или иной программы жизненной ситуации и вырабатывает опыт биологической особи, влияющий на эволюцию Первичного пространства.

Дистанция — расстояние между бойцами во время поединка. В славяно-горицкой борьбе различают 4 дистанции:

  1. — дальняя (дальний удар ногой);
  2. — полная (дальний удар рукой, удар сокращенной ногой);
  3. — средняя (удар сокращенной рукой и возможность выполнения захвата тела противника);
  4. — ближняя (клинч, позиция вплотную, возможность преимущественного выполнения захватов).

До первой крови — спец. термин. Регулирующий принцип судного боя, где появление крови у бойца в результате травмирования хрупких частей лица, означало поражение и признание его вины в судебной тяжбе (только русск.).

Доспехи варвара — защитные средства, применяемые как в славяно-горицкой борьбе, так и на мероприятиях Корпуса варваров. В них включены:

  1. шлем (имеет ребро жесткости по горизонтальному периметру головы: в уровне лба-затылка, ребро жесткости: виски-теменная область, верхнее ребро жесткости: лоб-затылок и дополнительные ребра жесткости: справа и слева по диагонали. Имеет амортизирующий пластиковый слой выше ребер жесткости и съемную решетку на лицо;
  2. панцирь (каркасный с вертикальным ребром жесткости посреди груди, одинарный или двойной — для защиты спины);
  3. пояс (широкий, из толстой кожи, или матерчатый в несколько слоев, защищающий живот ниже панциря);
  4. воротник-барма (кожаный или из заменяющего материала, защищающий горло, шею, плечи и ключицы);
  5. наручи (кожаные чулки, надеваемые сразу на предплечья и плечи, и прикрепляемые к барме);
  6. раковина;
  7. стандартные наколенники, налокотники и щитки на голень.
Все доспехи варвар делает сам. Только новички покупают защиту в спортивных магазинах. Доспех варвара — произведение искусства.

Единица — спец. термин:

  1. — в цифровой организации Куделей — область удара, соответствующая правому виску (боковая плоскость головы справа);
  2. — в Солнышке — правый фронтально-боковой сектор.

Един — один (старослав.), счет.

Закладной бой. Бой на заклад — историческая форма свободного поединка по правилам, оговоренным непосредственно перед боем. Победитель получает вознаграждение. В более архаичной форме — победитель доказывал правоту спора или судебной тяжбы.

Залом — вид преформы стиля Уклад, направленный на выведение противника из равновесия. В отличие от общеборцовского броска, как правило, не использует широкую амплитуду ведения противника на землю.

Заручница — русская стилистическая техника боя руками на короткой дистанции. Реконструирована и восстановлена славяно-горицкой борьбой.

Звено — мобильная огневая группа. В Корпусе варваров и «С-42» — подразделение, состоящее из проводника, сводного и проходчика.

Звери рыскучие — спец. термин. Объединение тотемических знаков в историческом обычае воинского сословия Руси, где символами являются: волки, медведи, рыси (лыты-звери), росомахи, куницы, хори.

Здрава, русская здрава — термин, введенный А.К. Беловым в 1986 г. в отношении привезенных из экспедиций знахарских рецептов омоложения и восстановления здоровья.

Испанка — стилистическая техника Ножевого боя. Одна из трех, применяемых в славяно-горицкой борьбе.

Источник — спец. термин. Идеологическая или организующая основа движения. Символизируется знаком стихии Неба. В славяно-горицкой борьбе — Горицкий свод.

Ищатник — от старин, «ащай» — обидчик. В славяно-горицкой борьбе спец. термин, обозначающий спортсмена, на котором показывается преформа. То же, что и спарринг-партнер в боксе.

Камиза — от средневек. франц. «camise»— «рубашка». Плащ-накидка с прорезью для головы. В славяно- горицкой борьбе и в Корпусе варваров — основная, общеупотребимая форма бойца. Имеет эстетическое и практическое назначение. Более правильное название — Луда.

Кварта

  1. — спец. термин — динамическое соединение по периметру первоэлементов (стилий) мирового пространства, создающее повторяющуюся бесконечность;
  2. — тип фигуры, построенной на пропорциональных преформах. Применяется в разных стилях славяно- горицкой борьбы.

Классический бой — форма (вид) боя в славяно-горицкой борьбе, где технические действия организованы только в стойке. Предусматривает свободные действия бойцов (за исключением неведения боя и регулярного срыва дистанции как способа уклоняться от ведения боя) без запрета на силу ударов руками и ногами и области поражения противника.

Клинообразная концентрация — способ постановки акцента в проникающем ударе, при котором механическое воздействие руки или ноги сжимается до минимальной точки соприкосновения с телом противника. Вызывает наибольшее повреждение тканей противника.

Кмет — от древнерусск. «къметь» — «витязь». Рыцарь. В славяно-горицкой борьбе и Корпусе варваров — титул воина и ранг (уровень, категория) его подготовки. Соревновательный статус. В качестве титула присуждается наиболее отличившимся бойцам, уже обладающим титулом воин и прошедшим соответствующее установленное испытание. Отношения к дворянскому званию в России не имеет.

Коловорот, коловрат — символ Кварты, указывающий направление ее динамики (свастика).

Колок — старин, от древнерусск. в значении «остров». В славяно-горицкой борьбе — сцепка ремней (поясов) бойцов, образующая границу площадки для боя. Округлой формы, с диаметром площадки не менее 5 м.

Командор — спец. термин:

  1. — в Корпусе варваров — титул вождя;
  2. — в славяно-горицкой борьбе — категория «мастер»;
  3. — в системе «С-42» — узел жесткой фиксации;
  4. — в системе «С-42» — переносное, индивидуальное сборно-разборное плавсредство.

Комплективность — от «комплект». Серийность выполнения преформ, последовательность действий в бою.

Кон — от древнерусск. «конъ» — «до конца, до предела». Команда, предписывающая бойцам начать поединок.

Контрэ — от франц. contre — «против». В традиционном фехтовании — встречные удары.

Копье — спец. термин. Десяток. Боевое подразделение русской дружины, состоящее из 10 человек, использовало боевой вымпел с собственной символикой.

Корпус варваров - организация, осуществляющая общественно-идеологическое и геополитическое строительство воинского сословия в соответствии с духом «северного пути» арийской цивилизации. Основной инструмент техники боя и выживания Корпуса варваров — стиль славяно-горицкой борьбы «С-42».

Косач — реконструкция исторической формы прямого удара рукой (общерусск.).

Крест — фигура славяно-горицкой борьбы в пять касаний-ударов. Относится к фигурам стандарта, выполняющим роль тренировочных или показательных комплексов. Применяется в разных стилях славяно- горицкой борьбы (см. Пятиступец).

Кривь — спец. термин. Элемент древнерусской космогонии. То же, что и Разлад, если рассматривать пару «Правь-Кривь», и считать Правь Ладом (см. Разлад).

Крыло

  1. — спец. термин. Предплечье. «Удары с крыла» — историческая реконструкция ударов предплечьем;
  2. — Линейное построение войска с целью смыкания флангов и захвата противника в круг.

Кубарь — спец. термин. То же, что и кувырок. В отличие от гимнастичеких кувырков в Свиле славяно- горицкой борьбы используются кувырки с целью обеспечения безопасности тела при падении на горизонтальную плоскость.

Кубок престижа — ежегодные всероссийские соревнования по славяно-горицкой борьбе. Отборочные чемпионата России.

Куделя — спец. термин. Условная плоскость, разделяющая дистанцию и противников, проходящая на расстоянии 30—50 см от бойца в сторону боя (на длине шага).

Лава — свободное движение войска (чаще конных формирований) на открытых пространствах. Является исходной формой для всех последующих перестроений, принимаемых в зависимости от оперативной необходимости (см. Свинья, Крыло). Термин применяется в стиле «С-42».

Лад — спец. термин. В древнерусской космогонии — элемент Кварты, сторона бесконечности. Соотносим с Правью в Триглаве, но полностью Прави не соответствует (см. Правь). Главное отличие от Прави в том, что Лад — проявленное состояние, а не абстрактная идея. Их разницу можно выразить отношением генеральной идеи (Правь) и генерального воплощения (Лад). В славяно-горицкой борьбе Лад — наивысшее мастерство бойца, выраженное в конкретном достижении, а не в представлении о наивысшем мастерстве как того требует Правь. В религиозных представлениях древних славян нашел воплощение в образе одноименного Бога, имевшего задачу соединять судьбы людей.

Луда, варяжка (камиза) — древнерусск. «луда» — «плащ, мантия, накидка из сукна». Подобное название используется многими народами Северной Европы. Например, древнесканд. loba — одежда викингов, или древневерхн. нем. ludo — походный плащ. Однако заимствование в древнерусск. необоснованно, ибо генеалогия термина у балт. славян древнее и диалективнее. Костюм бойца в славяно-горицкой борьбе и Корпусе варваров. Двуполый короткий боевой плащ белого цвета из цельного куска материи с прорезью для головы, длиной до середины бедра.

Маятник, качание маятника — спец. термин. Инерционно-пластическая организация рукопашного боя, использующая особый принцип последовательности ударов (передвижений). В славяно-горицкой борьбе — стиль Коромысло.

Навь — спец. термин. Элемент Мирового закона. Отражает область прошлого как вид бытия. Противостоит Яви — моменту настоящего. Навь можно назвать колеёй, оставляемой за колесницей жизни. Не случайно, что одна из важнейших задач Нави в структуре Мирового Закона — информация о способе выполнения Прави механизмами сиюминутных ситуаций — Яви. В этой связи тесно связана с понятием Карма. В древнерусской космогонии — область Тридевятого царства. В славянской мифологии — зло разрушения и уничтожения живого.

Надежа-боец — от древнерусск. «надежа», происходящего от старослав. «деждж» — «клад». В обычае русского народа — определение мастера боевого искусства как его социальный статус.

Национальный клуб древнерусских ратоборств (с 2000 г. — славяно-горицкой борьбы) — всероссийская организация, в компетенцию которой входит проведение семинаров по подготовке тренерского состава, проведение мастер-классов, международных встреч и чемпионата России по славяно-горицкой борьбе.

Нокаут — общеупотребимое. Механическая травма головного мозга, вызывающая кратковременное поражение сознания. Бойцу, получившему легкую форму Нокаута в славяно-горицкой борьбе, не разрешено посещать тренировки минимум в течение месяца, и предписывается пройти обязательное медицинское обследование.

Нокдаун — общеупотребимое. Механическое воздействие на болевые и нервные центры, в результате которого боец получает болевой шок или кратковременно теряет ориентацию в пространстве без поражения сознания.

Нэветэ — девять (старослав.), счет.

Оперативная стрельба — спец. термин. Понятие Огневого боя славяно-горицкой борьбы. Такое положение оружия в осевой линии, когда тело не использует статических упоров для стабилизации положения в виду необходимости произведения выстрела и скоростной смены позиции огня. Выполняется на контрактуре мышц с организацией боя способом вскидывания.

Осевая линия — спец. термин. В Огневом бое славяно-горицкой борьбы устойчивая, радиальная линия между точкой предполагаемой позиции оружия и точкой области предполагаемого поражения противника. Визуально отслеживается до момента выстрела. В прицельной стрельбе находится в статической устойчивости, в оперативной стрельбе — в динамической устойчивости.

Остаток шнура — спец. термин. В «С-42» выпускаемая часть троса или шнура, необходимая для вязки узла.

Осьм — восемь (старослав.), счет.

Отбивка — спец. термин. Тактический прием Штурмового, Классического и Тотального боев — позиционное обменивание ударами с целью подавления противника техническим или физическим преимуществом.

Партер — от франц. «parterre» — «на земле». Борцовский термин. Пришел в Россию в качестве спортивного термина вместе с французской борьбой (ныне — греко-римской) во второй половине XIX столетия. Означает положение, когда борец касается земли не только подошвами ног, но и какой-либо другой частью тела, например, коленями, локтем и т. д. В спортивной борьбе стал общеупотребительным. Этим объясняется его применение в славяно-горицкой борьбе, хотя для определения указанных положений борца мы используем термин Позем.

Первая позиция — основная боевая стойка школы. Принимается после команды «Ангард!». Предусматривает перенесение веса на опорную, сзади стоящую ногу и поворот корпуса в сторону противника. Клинок поднят под углом в 45°.

Первичный коллектив — или природный коллектив — термин «С-42». Стая, подчиненная законам примитивной социологии.

Первый уровень (второй уровень, третий уровень) — высокое, среднее и низкое положение тела в Огневом и Клинковом бое славяно-горицкой борьбы.

Переведение в партер — любое техническое действие, направленное на выведение противника из устойчивости и переведение борьбы из стойки в партер. Например, бросок, подножка или подсечка.

Переворот - переведение противника в партер способом, при котором он переворачивается через голову или спину. В отличие от броска, при перевороте ноги противника предварительно от земли не отрывают.

Периферический удар — форма удара в славяно-горицкой борьбе, где траектория движения бьющей части конечности построена по дуге в любом направлении.

Перехватный огонь — спец. термин. В Огневом бое славяно-горицкой борьбы — выстрел в упреждение движения мишени, вне корректирования огня по осевой линии.

Пестовник — «воспитуемый» от древнерусск. «пестун» — «воспитатель», «медведь, который ходит со своим детенышем». Обучаемый в славяно-горицкой борьбе. Спец. термин, позволяющий определить в паре занимающихся, кто проводит учебное задание.

Петля — прием переведения инерции движения из одной плоскости в другую. Например, горизонтальный удар перетекает в вертикальный.

Пистолет — стандарт — пневматический, газобаллонный пистолет МР-654, применяемый в качестве установленного правилами Огневого боя оружия (Положение об Огневом бое славяно-горицкой борьбы 2000 г.).

Победа всеобщим признанием — в соревновании — наивысшая категория оценки бойца на Боях открытого вызова (см. Бои открытого вызова), когда вызов выходящего бойца никто не принимает и поединок не может состояться в виду отсутствия выходящего противника. В числовом коэффициенте соответствует 6 очкам.

Победа по нескольким показателям. Комплексная победа — в соревновании — категория оценки результата боя, когда победивший превосходит проигравшего не менее чем по двум оценочным показателям. Например, по технике ударов руками и по выполнению защит (см. Положения о видах боя славяно-горицкой борьбы). В Огневом бое славяно-горицкой борьбы присуждается как результат получения противником условного ранения средней тяжести, при отсутствии попадания в победителя. В Клинковом бое славяно-горицкой борьбы присуждается по результату наличия разницы у победителя в один укол и одно подрезание противника. В числовом эквиваленте соответствует 3 очкам.

Победа с явным преимуществом — в соревновании — категория оценки результата боя, когда проигравший снимается с поединка решением судей за не техничные (неумелые) действия, способные привести его к получению физических увечий, либо за неоднократное нарушение правил (см. Положения о видах боя славяно- горицкой борьбы). В Огневом бое славяно-горицкой борьбы присуждается как результат получения противником условно тяжелого ранения, угрожающего жизни. В Клинковом бое славяно-горицкой борьбы присуждается по результату наличия разницы у победителя в два укола противника. В числовом эквиваленте соответствует 4 очкам.

Победа техническим преимуществом — в соревновании — категория оценки результата боя при ситуации, когда победивший показал очевидное преимущество хотя бы в одном виде технической подготовки. Например, при полном равенстве с противником превосходил его по технике боя руками. В Клинковом бое славяно- горицкой борьбы присуждается по результату наличия у победителя разницы в один укол противника. В Огневом бое славяно-горицкой борьбы присуждается как результат получения противником условно легкого ранения, при отсутствии какого-либо элемента поражения у победителя. В числовом эквиваленте равна 2 очкам.

Победа физическим преимуществом — в соревновании — категория оценки результата боя при ситуации, когда победивший продемонстрировал только физическое преимущество перед проигравшим. Низшая категория победы. В Клинковом бое славяно-горицкой борьбы присуждается за наличие разницы у победителя в одно подрезание противника. В Огневом бое славяно-горицкой борьбы не присуждается. В числовом эквиваленте равна 1 очку.

Подрезание противника — в Клинковом бое славяно-горицкой борьбы режущий удар в поражаемые части тела противника. За выполнение данного удара присуждается 1 очко (бой ведется до получения 6 очков).

Позем

  1. — стиль славяно-горицкой борьбы, где все технические действия выполняются только в положении лежа (см. Пласт);
  2. — то же, что и Партер.

Полк -

  1. — боевое формирование русской дружины. Состоял из разного количества Стягов (см. Стяг). Обладал знаменем с собственной символикой и двумя языками (три языка, использовал великокняжеский стяг);
  2. — основная территориальная единица Корпуса варваров. Означает область (край).

Поток, метод потока — разработанная мной в 1992 г. программа скоростного обучения славяно-горицкой борьбе. Разделена на две части; 3 месяца — установочная программа и 3 месяца — соревновательная. В 1999 г. метод потока претерпел изменения. Теперь он предусматривает три курса обучения: первые 2 месяца — курс по базовым стилям, последующие 2 месяца — курс по стилям применения, заключительные 2 месяца — соревновательный курс.

Пощечина — бытовая форма скользящего удара. Наиболее типичное проявление формы размашистых, инерционных ударов, в боевом применении известных как Сеча.

Пласт — положение борца в поединке, при котором ни одна часть его тела не поднята над землей выше 50 см — средне ростового уровня колена.

Правь — спец. термин. Мир Первичности. То же, что и Бог. Элемент Мирового Закона. Область предреченного, генеральная идея судьбы живого существа. Область Первичного пространства. В древнерусской космогонии — Тридесятое государство. Накапливает опыт Нави и на его основании формирует новые формы проживания, приводя в действие закон эволюции видов. Традиционно помещается в небесных сферах, что, видимо, соответствует стихии Неба (Воздуха) и определенному химическому составу газов, входящих в процесс обращения вещества. Основным информационно печатающим компонентом Прави является азот. В славяно-горицкой борьбе — Горицкий свод (как состав технической базы) и высший пред- полагаемый уровень мастерства. Достигается с помощью Лада, в случае если они соответствуют друг другу.

Преформа — от латин. «prae» — «начальный» + форма. Спец. термин. То же, что и прием борьбы.

Проводник — спец. термин:

  1. — в Корпусе варваров — тип воинской личности;
  2. — в «С-42» — узел.

Проходчик — спец. термин. В Корпусе варваров — тип воинской личности.

Птицы клевучие — спец. термин. Объединение тотемических знаков в историческом обычае воинского сословия Руси, где символами являются боевые птицы: соколы, коршуны, ястребы, орлы, вороны.

Пята

  1. — пять (старослав.), счет;
  2. — «критическая точка пространства», давшая название одному из стилей применения славяно-горицкой борьбы.

Пятерка — спец. термин:

  1. — в цифровой организации Куделей — область удара, соответствующая груди или верхней части живота;
  2. — в Солнышке — собственная позиция бойца.

Ра! — в славяно-горицкой борьбе и Корпусе варваров — боевой и приветственный клич. В значении «К бою готов!»

Радиальный удар - форма удара в славяно-горицкой борьбе, при которой бьющая часть конечности движется в направлении противника по прямой линии.

Радогора — от «Ра!» относительно «Горо» («Хоро», «Коло»). Мистический Небесный огонь, символ первородной энергии, воплощенный в одноименный стиль славяно-горицкой борьбы.

Разволока — спец. термин. В древнерусской космогонии — элемент Кварты, сторона бесконечности. Соответствует Нави в Триглаве.

Раздергивание — спец. термин. Тактический прием Классического и Тотального боев. Выполнение сдержанных, коротких атак с последующим отступлением с целью вовлечь противника в резкие ответные действия.

Разлад — спец. термин. В древнерусской космогонии — элемент Кварты, сторона бесконечности. Выражен как противоположность Ладу (Правь в Триглаве), но в Триглаве собственной аналогии не имеет. Соответствует формации зимы в годовом цикле, ночи — в суточном цикле, так называемой «загробной» жизни в бесконечности существования живого организма. Является противопоставлением идеи вершины, полного расцвета, наибольшего развития чего-либо. Другая сторона гармонии, необязательно предполагающая плохое, уродливое начало. То же, что и Кривь.

Растягивание, раскатка — спец. термин. Тактический прием Классического и Тотального боев. Увлечение противника на себя при тактическом отступлении и удерживании дистанции недосягаемости - акцентированного удара. Цель — вымотать противника и найти подходящий момент для встречной атаки. Растяжка ударов — спец. термин. Тактический прием славяно-горицкой борьбы. Состоит в том, чтобы наносить акцентированные удары по противнику в разные части тела, расположенные далеко друг от друга с целью рассеивания внимания противника и объемного подавления его жизненного пространства. Вызывает психологическую реакцию подавленности в представлении того, что противник находится везде. Данный тактический прием противоположен Стоку.

Ратовище — древнерусск. «ратище, ратовище» — «древко копья» — форма удара предплечьем или голенью в славяно-горицкой борьбе, имитирующая поперечный удар древком копья.

Ремиз — от франц. "remise". В традиционном фехтовании — повторный укол в течение одной атаки.

Репшнур — в альпинизме — синтетический шнур диаметром от 4 до 8 мм с оплеткой и сердцевиной. В «С- 42» — облегченная форма синтетического троса.

Рипост — от франц. riposte. В традиционном фехтовании — ответный удар как продолжение выполненной защиты.

Рукопашный бой — от древнерусск. «опаш» — «размахивать». Дословно — «бой размахивания руками». То же, что и Сеча.

Рыцарь — в славяно-горицкой борьбе и в Корпусе варваров — титул и ранг подготовки бойца (см. Кмет).

Сбивание — в славяно-горицкой борьбе: переведение противника на землю из стойки без выполнения переворачивания противника через голову или через спину.

Свиля — от «свиль» — узел волокна в древесине, образованный от «свить», «виться». Авторская система боевой гимнастики славяно-горицкой борьбы. Используется в качестве самостоятельного стиля. На основе Свили построены все способы защиты движением (без применения блоков).

Свинья, клин — боевое построение войска, где основная ударная сила вынесена клином по фронту. Применяется для «вспарывания» строя противника. Применяется как тактический прием в стеношном бое.

Седм — семь (старослав.), счет.

Семерка — спец. термин:

  1. — в цифровой организации Куделей соответствует области нанесения удара, соответствующей правому бедру;
  2. — в Солнышке — правый тыльно-боковой сектор.

Сетевой клуб славяно-горицкой борьбы — местная организация (с регистрацией юридического лица или без регистрации), входящая в состав Центрального клуба славяно-горицкой борьбы.

Сеча

  1. — техника боя рубящим оружием с использованием размашистых, инерционных ударов во все стороны. Характерна для внестроевой тактики свободного перемещения в окружении противника (только русск.);
  2. — русская стилистическая техника кулачного боя, имитирующая технику различных видов рубящего оружия. Преимущественно дворянская. Формирование школы проходило до XVI в. Реконструирована и восстановлена славяно-горицкой борьбой.

Складок — удар «детей боярских». Реконструкция исторической формы удара ногой (не позже XVI в., Москва).

Скок — в скок. Спец. термин. Выполнение ударов, защит или захватов частей тела противника в прыжке.

Скол — от старин, «сколбить» — «сжать». Форма удара локтем или коленом в славяно-горицкой борьбе при сжимании предплечья и плеча (бедра и голени).

Соколик — удар фабричного Соколика — легенды русского боевого искусства.

Солнышко — спец. термин. Организация боя в центре круга противников, где каждое действие имеет рациональное продолжение по радиусу. Является основным тактическим приемом Сечи (см. Сеча).

Соревновательная степень — уровень технической квалификации бойца, подтвержденный специальным экзаменом и являющийся допуском к соревнованиям по славяно-горицкой борьбе. Предусмотрены три соревновательные степени: II (юношеская) — по одному из видов славяно-горицкой борьбы по выбору занимающегося (с 14 до 18 лет); I (взрослая) по одному из видов славяно-горицкой борьбы по выбору занимающегося (от 18 лет); абсолютная — по четырем видам славяно-горицкой борьбы (от 18 лет). Соревнования детского возраста (от 7 до 14 лет) проводятся без контроля наличия технического допуска бойцов, по решению тренера.

Ствол конструкции — спец. термин. В «С-42» — любой прочный отрезок (профиль), имеющий надежное соединение с конструкцией и способный держать вес закрепленного на нем человека.

Стелушка — спец. термин. Выставленная вперед для боевого маневра нога.

Стеношный бой. Стенка на стенку — исторический вид кулачного боя. Соревнование строевых формирований. Самая популярная и массовая народная утеха на Руси. Имел и практическое значение — использовался в качестве обучения строевому взаимодействию и маневрированию строя. Преимущественно простонародный вид. Формировался до XVI в.

Стиль — способ организации формы (вида) боя с использованием узконаправленного содержания техники. Например, только руки, или только ноги, или только переведение в партер. В славяно-горицкой борьбе используется 12 собственных стилей.

Сток — спец. термин. Тактический прием славяно-горицкой борьбы. Состоит в том, чтобы в течение продолжительного времени в бою наносить удары в одно-два, максимум три места тела противника. Например, правое плечо, левое бедро и спина. Это позволяет травмировать мышцы противника, ограничить потенциал его движения или вынудить его отказаться от возможности продолжать бой (три-четыре пропущенных лоукика в бедро).

Стяг — спец. термин. Сотня. Боевое подразделение русской дружины, состоящее из 100 человек. Использовало знамя с собственной символикой и с одним языком.

Сублимат — физ. продукт процесса сублимации — перехода твердого вещества в газообразное. В Теории первичного пространства термин, обозначающий дух человека.

Судные бои — спец. термин. Историческая форма поединка, где рукопашный бой использовался в качестве определения виновного и невиновного во время судебного дознания. Сторона истца «просила поля», т. е. выполняла ритуал вызова ответчика на «бой совести». Ритуал выполнялся бросанием шапки к ногам противника (в европейском дворянском обычае — бросанием перчатки). Ответчик мог не принимать вызов. В этом случае он признавал правоту иска потерпевшего, но не осквернял свою совесть бесчестием. Принятие вызова и поражение означало судебную победу истца и бесчестие ответчика. Практика судных боев просуществовала на Руси не менее шестисот лет.

Теория первичного пространства — базовая теоретическая разработка, в задачу которой входит соединение системы древних знаний и представлений современной науки. Используется в прикладной практике системы Аридан.

Тотальный бой — форма (вид) боя в славяно-горицкой борьбе, где нет ограничения на проведение технических и тактических действий бойцов, за исключением неведения боя и регулярного срыва дистанции, как способа уклониться от ведения боя.

Травить руку (ногу) противника — спец. термин. Сдерживать развитие возможного удара противника способом контроля его руки неоднократным Мерцанием; ноги — неоднократным Вожком.

Третура — авторск. неологизм, дословно — «тройное действие». Тип фигуры, где последовательно выполняется шокирование, сдерживание и поражение противника. Характерен для многих стилей славяно- горицкой борьбы.

Тригора — авторск. неологизм, дословно «три вершины»:
— гербовый знак Корпуса варваров. Унаследован как исторический символ варягорусов и родовой герб Рюрика — устроителя древнерусской государственности;
— тип асимметричной фигуры, где все преформы равноценны. Применяется в разных стилях славяно- горицкой борьбы.

Триглав — «Явь—Правь—Навь». Философская и духовная категория варваров. Основной закон Мироздания.

Тройка — спец. термин:

  1. — в цифровой организации Куделей — область удара, соответствующая левому виску (боковая плоскость головы слева);
  2. — в «Солнышке» — левый фронтально-боковой сектор.

Троянов огонь — в славяно-горицкой борьбе механическое и энергетическое одновременное поражение тканей частей тела противника, способствующее образованию злокачественной опухоли. В частности саркомы.

Тру — три (старослав.), счет.

Турга — от тюркск. «быстрый» — форма удара ногой.

Турнир — статус соревнований в славяно-горицкой борьбе и в Корпусе варваров. Соответствует рангу «кмет».

Уговица — старин, «уговище» — «изгиб». Реконструированная форма удара ногой (общерусск.).

Укол — в Клинковом бое славяно-горицкой борьбы — колющий удар в поражаемые части тела противника. За выполнение данного удара присуждается 2 очка (бой ведется до получения 6 очков).

Фехтовальный стиль — в Клинковом бое славяно-горицкой борьбы одна из трех основных стилистических техник боя.

Фигура — техническое соединение двух и больше преформ. В славяно-горицкой борьбе различают фигуры стандарта и фигуры применения. Фигуры стандарта менее боеспособны в виду их технической усложненности или большого количества составляющих преформ. Они выполняют роль тренировочных и показательных комплексов. Фигуры применения сформированы как особое тактическое взаимодействие ударов, заломов, передвижений с целью рефлекторной стандартизации и упорядочения действий бойца в поединке. То же, что и связка в боксе.

Центральный клуб славяно-горицкой борьбы — региональная или областная организация (с обязательной регистрацией юридического лица), в состав которой входят сетевые (местные) клубы славяно-горицкой борьбы. Находится на Прямом подчинении Национальному клубу. Имеет полномочия квалифицировать бойца III (детской), II (юношеской) и I (взрослой) соревновательными степенями, организовывать и проводить соревнования областного уровня, выступать инициатором (при обязательном руководстве Национального клуба) всероссийских семинаров и школ мастерства.

Чет — четыре (старослав.), счет.

Четверг, четворец — от древнерусск. «чета» — «отряд, община, войско» и «верть» в значении «становиться». Отсюда старин. — «дружный день» или «дружинный день». День, почитаемый варварами. Поклонение дубу, боевые игрища или собрания, ритуалы, посвященные стихии Неба.

Четверка — спец. термин:

Чистая победа — в соревновании — категория оценки результата боя при сложившемся положении, когда противник не может продолжать бой в виду получения травмы, например, нокаута (если это положение не было достигнуто с использованием нарушения правил), или добровольно отказывается от продолжения боя. В славяно-горицкой борьбе — вторая по значению степень победы после «Победы всеобщим признанием», а на соревнованиях, где «Победа всеобщим признанием» не предусматривается и не присуждается — наиболее высокий результат боя. На соревнованиях Клинкового и Огневого боя славяно-горицкой борьбы Чистая победа присуждается за установленную степень поражения: в Огневом бое — за получение условного безоговорочно" смертельного ранения; в Клинковом бое — за выполнение трех уколов противника при отсутствии какого-либо элемента поражения (см. Положение о Клинковом и Огневом бое). В числовом эквиваленте соответствует 5 очкам.

Шестерка — спец. термин:

  1. — в цифровой организации Куделей соответствует области удара по корпусу слева (левые ребра);
  2. — в «Солнышке» — левый боковой сектор.

Шоста — шесть (старослав.), счет.

Явь — спец. термин. Элемент Основного закона Мироздания. Отражает осуществленное, переживаемое в настоящий момент состояние (явление). Связано с молодостью, началом, точкой отсчета в системах исчисления. Противопоставляется Нави. В славяно-горицкой борьбе — составная часть любого действия, его единичное воплощение. В отличие от Прави — представлении об этом действии (схема, конструкция, образ правильного, задача) и Нави — результате этого действия.

Язычество — обобщенное название системы мировоззрения.

Ярь — спец. термин. В древнерусской космогонии — элемент закона Кварты, сторона бесконечности. Соответствует яви в Триглаве.

на главную
Используются технологии uCoz